Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей
познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению
через игру.
Программные
задачи:
Образовательные:
§
способствовать развитию знаний о южной части
полушария через игру «Путешествие к берегам
центральной Африки»; способствовать формированию
сравнивать климатические особенности, животный и
растительный мир Африки и нашего края;
§
совершенствовать у детей конструктивные умения и
навыки посредством работы с бумагой, используя
технику оригами;
§
способствовать развитию умений находить правильное
решение в проблемной ситуации.
§
способствовать развитию умения рассуждать,
анализировать, делать выводы.
Обучающие задачи:
§
содействовать естественному формированию основных
движений у детей, формировать устойчивый интерес к
занятиям физической культуры
Развивающие:
§
развитие
двигательных качеств: силы, быстроты, ловкости;
§
развивать любознательность, речь, внимание; умение
видеть, формулировать и решать проблемы; развивать
творческие способности.
Воспитательные:
§
воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми
народами мира;
§
способствовать развитию у детей чувства
толерантности к народам другой расы;
§
воспитывать умение взаимодействовать в детском
коллективе, решать коллективные и групповые задачи.
Педагогические
технологии:
§оздоровительная
технология-стретчинг
§
кейс-технология (выбор правильного ответа из теста),
§
квест
технология (игра-приключение),
§
ИКТ
(презентация),
§
личностно-ориентированная.
Методы и
приёмы:
§
наглядный
(показ слайдов, видеоролика, картинок, способов
действия),
§
словесный
(рассказывание, вопросы к детям, ответы, пояснения,
беседа),
§
игровой
(создание игровой ситуации: игра – путешествие, игра
- ритуальная поляна воинов),
§
метод
ситуационного анализа (отбор информации),
§
метод
дискуссии (выявление позиции ребёнка),
§
практический (повторение упражнений в игровой
форме),
соревновательный.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, глобус, листы белой
бумаги на каждого ребенка, гимнастические палки по
количеству детей, краска гуашь жидкая двух цветов
красная и синяя, канат, 2 емкости с водой: соленая и
пресная, фильтр для воды настольный кувшин, стаканы
одноразовые по количеству детей, шоколадные монеты в
золотой обертке по количеству детей.
Предварительная работа:
разучивание танца «яблочко» на музыкальных занятиях.
Ход
образовательной деятельности:
I.
Организационный этап:
Воспитатель:
Здравствуйте, дети. В выходные дни я с семьей гуляла
в нашем лесу, и на берегу реки Цны, нашла
бутылку, а в ней странная записка, послушайте:
«
SOS..У
берегов Центральной Африки наш корабль «Ласточка»
потерпел крушение, просим о помощи. Потеряны: флаг
и компас. Движение корабля затруднено. Просим
помощи. Кто отважится нам помочь, передаем карту
следования к месту нашего крушения».
Капитан корабля
Ребята, вы готовы
помочь мореплавателям, попавшим в беду? (ответы
детей)
В пути вам
пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость,
быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в
любом походе, вы должны помогать друг другу.
Действуйте дружно, внимательно и вам будет
сопутствовать удача. Сначала нам надо выяснить, где
находится Центральная Африка, давайте найдём её на
глобусе.
(Рассматривание глобуса, ответы детей)
Берега Африки омывают два океана – Атлантический
океан и Индийский океан. Скажите,
а на чем можно добраться до Африки? (ответы
детей) А давайте с вами сделаем каждый свой
корабль. Займите места за столами и приготовьте для
себя лист бумаги.
II.
Основной этап.
Конструирование из бумаги «Кораблестроители»
(звучит музыка волн и крики чаек, дети получают
листы бумаги и делают кораблик)
Объяснение:
§
кладем перед собой прямоугольный лист и складываем
его пополам,
§
загибаем верхние углы к центру под прямым углом,
§
снизу подгибаем наверх две стороны свободные
края листа,
§
загибаем углы краев вовнутрь,
§
сводим противоположные углы получившегося
треугольника, получился квадрат, закрепляем новую
линию сгиба,
§
загибаем нижние углы к верхнему углу с двух сторон,
чтобы получился треугольник,
§
у
получившегося треугольника сводим противоположные
углы друг к другу - получился опять квадрат,
§
держим квадрат за верхние уголки, и разводим их в
сторону, пока не получится лодочка-кораблик.
А теперь, нам пора в путь.
Спускаем корабли
на воду (дети «садятся» в воображаемый корабль,
звучит музыка волн, дети двигаются по помещению
группы врассыпную, как каждый себе представляет
плавание на корабле).
Воспитатель
смотрит в бинокль, на слайде в презентации
появляются по очереди картинки морских животных:
Ребята, я вижу
самое большое морское животное. Кто же это? (дети
называют – синий кит). А вот мимо проплывает
самая хищная рыба. Как она называется? (акула)
Очень хорошо, что сейчас на море полный штиль, наше
судно подошло к берегам Центральной Африки. Очень
уж жарко здесь, да ведь это и неудивительно наш
корабль находится в районе экватора. А вы знаете,
что это такое? Да, эта та условная линия, которая
посередине опоясывает весь земной шар. В этой зоне
всегда жарко и очень влажно, поэтому здесь такая
буйная растительность. Моряки давайте бросим якорь в
одной из бухт. Выходите на берег (музыка
передышка)
Вот и первое
задание
мы выполнили, добрались до берегов Центральной
Африки. Как здорово снова ощутить под ногами землю,
можно отдохнуть в тени пальм (педагог ложится на
ковер, изображая отдых, дети повторяют за
воспитателем движения, изображая отдых), утолить
жажду кокосовым молоком (изображают, как пьют
кокосовое молоко). Чтобы продолжить наш путь дальше,
заглянем в карту (карта на экране), посмотрим, куда
нужно двигаться дальше. (Смотрим на карту). Куда
показывает стрелка? Правильно, на цифру 2 в красном
круге.
И задание:
найти в непроходимом Африканском лесу ритуальную
поляну воинов. Если мы отыщем её, и сразимся в
состязаниях боевых племен, то получим флаг корабля.
Двигаемся вслед за мной. Слышите звуки тамтамов,
ритуальная поляна, где-то совсем рядом. Просто так
мы не можем попасть на ритуальную поляну, нам нужно
нанести на лицо боевую раскраску, чтобы племена
согласились с нами состязаться. Выберите себе краску
и нанесите себе на лицо всего 2-3 линии, либо круга
по вашему желанию. Во время раскрашивания педагог
ведет беседу:
Издавна африканские
воины, отправляясь на охоту или войну, наносили на
свои лица раскраску, они верили, что узоры на лице
имели магическую силу и помогали им в бою или на
охоте, а еще узоры на теле помогали воинам выглядеть
более свирепыми и опасными для соперников. Некоторые
символы означали, что воин выражает уважение к своим
богам или благословен на победу. И нам с вами
предстоит сегодня встреча с африканскими воинами.
Наша боевая раскраска завершена, разделимся на
красных и синих воинов, и получим боевое
оружие-копье воина.
На полу разложены
красные и синие кружочки, отмечающие места воинов.
Для начала,
воины должны настроиться на боевой лад, выполним
упражнение «Острые копья». Для этого упр. нам
нужно встать 2 шеренгами напротив друг друга
«красные» и «синие воины». Посмотрите, необходимо
установить копье на ладонь одной руки, а затем
постараться сохранить равновесие копья, переступая
ногами на месте (музыка африканская).
Второе испытание
воинов: «Смена караула». Нужно быстрым
броском дойти или добежать до стоящего напротив
партнера и успеть подхватить его падающее копье.
Партнер делает такое же движение навстречу, чуть
сместившись в сторону, чтобы нечаянно не столкнуться
лбами.
И последнее, что
нужно сделать воинам, посоревноваться в
«Единоборстве». Снова постройтесь в 2 шеренги
напротив друг друга, возьмитесь за ваши копья двумя
руками и постарайтесь перетянуть друг друга через
лежащую на земле лиану (2 раза)
Мы с достоинством
прошли испытания на ритуальной поляне воинов и в
награду получаем флаг корабля, потерпевшего
крушение.
Вернемся к карте.
Посмотрите, стрелка показывает на цифру 3, в
желтом круге. Если выполнить третье задание и
разгадать «Морской словарь», то можно получить в
награду компас с корабля «Ласточка». Согласны?
Начнем: (на слайдах появляются по 3 картинки на
каждый вопрос, из которых детям необходимо выбрать
правильный ответ)
§
Как
называют башню на берегу моря с сигнальными огнями? (Маяк.)
§
Как
называется фуражка у моряков? (Бескозырка.)
§
Назови «цветные» моря,
которые есть на нашей планете. (Чёрное,
жёлтое, красное, белое)
§
Как называют корабельный
подвал? (Трюм.)
§
Как называется руль на
корабле? (Штурвал)
§
Как называется «волнение»
на море? (Шторм)
§
Как называется прибор
для определения сторон света? (Компас)
§
Как называют моряка,
который руководит на корабле? (Капитан)
§
Самое крупное животное на
земле, которое живёт в море? (Кит)
На слайде появляется картинка компаса.
Воспитатель:
Молодцы, еще одно задание выполнили, компас у нас.
Смотрим на карту.
Куда указывает стрелочка? (стрелка указывает на
нарисованное озеро, море, вода). Нам нужно пройти к
морю. ( Дети подходят к столам, на столе 2
сосуда с водой и стаканы)
Но как мы узнаем,
мы вышли к морю или к озеру? (ответы детей нужно
попробовать воду на вкус)
Синие воины,
попробуйте воду из первого сосуда и скажите море
это или озеро.
Но прежде
пропустим воду через фильтр (воспитатель заливает
воду из первого сосуда в фильтр-чайник, потом
разливает в стаканы для детей) Ответ детей
(это озеро)
Вопросы детям:
Поясни, почему ты так считаешь? (вода не солёная)
Воспитатель:
Мы вышли, оказывается не туда. Давайте искать море
(подходят к другому столу с кувшином воды)
Красные воины, зачерпните воды в стакан, и скажи
нам, море это или озеро. Но прежде профильтруем (пробует
воду)
Ответ ребёнка
(море)
Вопросы детям:
Почему ты так считаешь? (вода соленая)
Ребята, вы с ним
согласны? ( Да-Море! )
Воспитатель:
Ура! Мы вышли к морю. Теперь команда и капитан будут
спасены. Найденные нами компас и флаг мы передадим
команде моряков.
III.
Оценочно-рефлексивный этап:
На слайде
видео обращение капитана корабля детям. Капитан:
«Спасибо вам
большое, ребята, вы нам очень помогли.
Вы
сегодня были очень дружны и добры к своим
сверстникам и потерпевшим кораблекрушение морякам.
Вас можно назвать настоящими друзьями! Теперь при
помощи компаса мы сможем найти дорогу назад. Вы
действительно сильная команда. Есть у моряков свой
танец с очень вкусным и сочным названием.
Подскажите, как он называется? «Яблочко».
А
станцевать его сможете?
(звучит музыка, дети исполняют танец, ранее
разученный с муз. руководителем)
Капитан:
Я очень рад встречи с вами, и в награду хочу вручить
вам золотые монеты.
Воспитатель:
Дети вам понравилось путешествовать? А что нового вы
узнали во время путешествия к берегам Африки? Как вы
считаете, а мы с вами совершили доброе дело? Какое?
(оказали помощь команде корабля). Ну, а
теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Ссылки на
интернет ресуры:
·
http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksandrovna-luzina/avtorskie-zagadki-o-zhivotnyh-afrikanskogo-kontinenta.html
·
http://www.babylessons.ru/korablik-iz-bumagi-sxema-origami/
|