На главную страницу  сайта "МБДОУ детский сад Ласточка">

 

назад>> разработка_3

Конспект организации образовательной деятельности по обучению грамоте для группы детей
общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет в форме познавательно – оздоровительной квест – игры

Тема: Знакомство со звуком «Ш». Буква «Ш»

Цель. Знакомство с новой буквой алфавита «Ш» и звуком «ш».

Задачи.

Образовательные:

Ø способствовать формированию умения определять наличие звука «ш» в слове;

Ø способствовать формированию умения определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);

Ø способствовать формированию умения составления слов с буквой «ш».

Развивающие:

Ø способствовать развитию фонематического слуха, коммуникативных способностей детей;

Ø способствовать развитию мелкой моторики рук и графического образа букв;

Ø мотивировать детей к решению проблемных ситуаций.

Воспитательные:

Ø формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности;

Ø мотивировать чувство ответственности за общее дело.

Ожидаемый результат: уметь выделять звук «ш» в словах, уметь определять место звука в слове, уметь составлять слова с буквой «ш».

Оборудование: корзина, шапка, шарф, шорты, шнурки, майка, карточки раздаточные  5 шт., конверт с загадкой, шоколадки 10 шт, мешок в нем: нитки, бусины, семена растений и др., презентация, оптическая мышь, проектор, ноутбук.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Дети заходят в зал, строятся врассыпную. Воспитатель:

Здравствуйте ребята! А знаете ли вы, как приветствуют друг друга люди в других странах? В Японии – кланяются, в Америке – хлопают друг друга по плечу, в Италии – посылают воздушный поцелуй, в Европе – пожимают руку и говорят «Здравствуйте», при этом называют своё имя.

Меня зовут Галина Александровна. (Жмет руку). А вас? Очень приятно.

Ну вот, теперь мы с вами знакомы и я могу попросить вас мне помочь. Вы не против? (ответы детей)

Дело в том, что  я приготовила для вас подарки, а сейчас в моей корзинке вместо подарков лежат какие – то вещи, это не ваши?

(Далее занятие сопровождается презентацией. Воспитатель при помощи оптической мыши для компьютера, незаметно для детей,  переключает слайды на экране. Получается диалог воспитателя или детей с персонажем мультфильма «Шапокляк»)

2слайд

Шапокляк (далее в тексте Ш.):  Конечно не ваши, потому что это вещи мои!

 Воспитатель (далее в тексте В.): Здравствуйте, уважаемая…, ребята, а кто это на экране?

Дети: Шапокляк

В. Здравствуйте, Шапокляк! А почему в моей корзинке ваши вещи и где подарки для ребят?

3 слайд

Ш. – Ну что же тут непонятного? Я их поменяла местами! Я шалю! Натура такая!

В. Ребята, что же нам делать? (дети говорят) Уважаемая, А как нам вернуть наши подарки?

4 слайд

II. Основная часть. Постановка проблемы.

Ш. Правильный вопрос! Если выполните все мои задания – найдёте свои подарки. За правильное выполнение заданий буду выдавать по букве. Соберете все буквы, узнаете место, где ваши подарки лежат. Сделаете ошибку, никогда их не найдете. Даю подсказку – 1 задание уже перед вами, и не забывайте, что меня зовут Ш – ш - шапокляк. Пока, мои разумные !!!

В. Ну что, ребята, попробуем отыскать наши подарки?

Давайте посмотрим, что же здесь лежит: шапка, шарф, шорты, майка, шнурки.  Как вы думаете, в чём же здесь секрет? (может быть, какая то вещь лишняя?) – находят на майке записку: «Игра «поймай мой любимый звук»

Знакомство со звуком.

В. Я знаю эту игру. Только нужно понять, какой же любимый звук у Шапокляк, как вы думаете? А почему? Хорошо. Но в этой игре нельзя ошибаться, поэтому давайте сначала потренируемся хорошо отличать этот звук от других. Давайте произнесём его и послушаем друг друга. На что похож этот звук?

А какой он – гласный или согласный. А можно его произнести мягко? Нет! Этот звук всегда твёрдый! А теперь приготовим ладошки, и если слышим звук Ш – хлопаем. Б, С, Р,А, Ш, З  и пр.

 Думаю, вы готовы выполнить первое  задание шапокляк. Давайте сядем на ковёр как кому удобно. Будьте внимательны. Я буду читать вам стихотворение, а вы ловить ладошками звук Ш., важно не пропустить ни одного и не ошибиться, иначе мы не сможем двигаться дальше.

«Игра «поймай мой любимый звук»

Кошка – ушки на макушке

Чутко дремлет на подушке

А вокруг не шум, а тишь –

Не шуршит под полом мышь

 

5 слайд

Ш: (на слайде появляется буква Ф, а Шапокляк за  кадром говорит) «Ой, хорошенькие мои, ну ловите свою первую букву»

В: Хорошо, ребята, одну букву мы нашли. А теперь надо подумать, как мы найдем все остальные.

Стук в дверь.

В. Кто – то стучит. Посмотрим, что там такое?

(Приносят конверт в нём загадка про мышь.)

Воробей зерно клюёт, только песен не поёт,

В доме пусто, в доме тишь, а из норки вышла …

 В. Нам нужна мышь… А где же её взять? (дети говорят)

Правильно Может быть, Шапокляк имела в виду компьютерную мышь.

6-7 слайд

III. Знакомство с буквой.

 

Интерактивная игра: «Разложите картинки правильно»

На слайде кроссворд, в первый столбец которого  дети помещают картинки , в которых звук «ш» в начале слова, во второй- в середине слова, в третий- в конце слова, а в нижний ряд - картинки без «ш». Скажите, а что это за фигура у нас получилась? Буква Ш. А какой звук она обозначает на письме? (звук ш)

8 слайд

На слайде появляется еще буква «А»

Ш: «Ой, снова догадались. Какие умненькие детки!!

9 слайд

На экране появляется картинка-грамота:

Самым шустрым ребятишкам дан мешок, в нём  шерсть да шишки.

Дети, где в группе находят заранее спрятанный мешок, высыпают в тазик материалы, садятся за столы. Получают картон с 2 сторонним скотчем, выкладывают букву из материалов, которые они выберут из того, что нашли в мешке.

В. (подходит к каждому ребенку по очереди):  Давайте расскажем. Какие же у нас получились буквы. Вот моя буква «ша» - шершавая, а твоя? (идет по кругу)

10 слайд

(Буква «К» появляется без слов Ш.) В.обращает внимание детей на появление буквы на слайде: «Смотрите, дети, еще одна буква наша »

11 слайд

Ш.: Умные, да? До буквы моей любимой, ненаглядной добрались? Ну тогда попробуйте выполнить заключительное задание:

Ключ к вашим подаркам – в одном из домов

дома открываются с помощью слов

В словах есть моя ненаглядная Ша

Решайте друзья хорошо, не спеша!

 

12-17 слайд

В.: Вот так задание! Целый город волшебных домов! А давайте разделимся на пары, каждая пара выберет себе цвет  и откроет дом соответствующего цвета! 

(В помощь детям дается набор картонных домов и вырезанных букв. Дети выкладывают из картонных букв на полу слова из своего дома: шуба,  шар, шина, душ, шнур. По мере выполнения задания дети говорят свои слова, и если ответ правильный, то домик на слайде открывает свою дверь и появляется нужная картинка)

 

18 слайд

Рефлексия: Прекрасно! Дома открыты, и в одном из них – ключ к нашим подаркам, но прежде, чем решить финальную задачу, скажите мне,  было  интересно со мной играть? А что нового вы узнали в этой игре? (Познакомились со звуком Ш и буквой Ша.) Вспомните, в каких словах есть этот звук? Молодцы. А теперь давайте откроем наш последний домик и посмотрим, что же это за последняя буква?(открываем дом на слайде там буква Ш, появляются все заработанные ранее буквы, дети складывают слово ШКАФ) В: Так где же наши подарки, дети? Нужно искать в шкафу?  Угощайтесь на здоровье, но не забывайте, что сладкое нужно есть после обеда.

 

 
 

© МБДОУ детский сад №16 "Ласточка"

  393191

Тамбовская область, г.Котовск, ул. 9-ой Пятилетки, 3-а

Тел.:  8(47541) 4-05-64