Цель.
Знакомство с
новой буквой алфавита «Ш» и звуком «ш».
Задачи.
Образовательные:
Ø
способствовать формированию умения определять
наличие звука «ш» в слове;
Ø
способствовать формированию умения определять место
звука в слове (начало, середина, конец слова);
Ø
способствовать формированию умения составления слов
с буквой «ш».
Развивающие:
Ø
способствовать развитию фонематического слуха,
коммуникативных способностей детей;
Ø
способствовать развитию мелкой моторики рук и
графического образа букв;
Ø
мотивировать детей к решению проблемных ситуаций.
Воспитательные:
Ø
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,
самостоятельности, инициативности;
Ø
мотивировать чувство ответственности за общее дело.
Ожидаемый результат: уметь
выделять звук «ш» в словах, уметь определять место
звука в слове, уметь составлять слова с буквой «ш».
Оборудование:
корзина, шапка, шарф, шорты, шнурки, майка, карточки
раздаточные 5 шт., конверт с загадкой, шоколадки 10
шт, мешок в нем: нитки, бусины, семена растений и
др., презентация, оптическая мышь, проектор,
ноутбук.
Ход
деятельности:
I.
Организационный момент.
Дети заходят в
зал, строятся врассыпную. Воспитатель:
Здравствуйте ребята! А знаете ли вы, как
приветствуют друг друга люди в других странах? В
Японии – кланяются, в Америке – хлопают друг друга
по плечу, в Италии – посылают воздушный поцелуй, в
Европе – пожимают руку и говорят «Здравствуйте», при
этом называют своё имя.
Меня зовут Галина Александровна. (Жмет руку).
А вас? Очень приятно.
Ну
вот, теперь мы с вами знакомы и я могу попросить вас
мне помочь. Вы не против? (ответы детей)
Дело в том, что я приготовила для вас подарки, а
сейчас в моей корзинке вместо подарков лежат какие –
то вещи, это не ваши?
(Далее занятие сопровождается презентацией.
Воспитатель при помощи оптической мыши для
компьютера, незаметно для детей, переключает слайды
на экране. Получается диалог воспитателя или детей с
персонажем мультфильма «Шапокляк»)
2слайд |
Шапокляк
(далее в тексте Ш.):
Конечно не ваши, потому что это вещи мои!
Воспитатель
(далее в тексте В.):
Здравствуйте, уважаемая…, ребята, а кто это
на экране?
Дети: Шапокляк
В.
Здравствуйте, Шапокляк! А
почему в моей корзинке ваши вещи и где
подарки для ребят? |
3 слайд |
Ш.
– Ну что же тут непонятного?
Я их поменяла местами! Я шалю! Натура такая!
В.
Ребята, что же нам делать? (дети говорят)
Уважаемая, А как нам вернуть наши подарки? |
4 слайд |
II.
Основная часть. Постановка проблемы.
Ш.
Правильный вопрос! Если
выполните все мои задания – найдёте свои
подарки. За правильное выполнение заданий
буду выдавать по букве. Соберете все буквы,
узнаете место, где ваши подарки лежат.
Сделаете ошибку, никогда их не найдете. Даю
подсказку – 1 задание уже перед вами, и не
забывайте, что меня зовут Ш – ш - шапокляк.
Пока, мои разумные !!!
В.
Ну что, ребята, попробуем
отыскать наши подарки?
Давайте посмотрим, что же
здесь лежит: шапка, шарф, шорты, майка,
шнурки. Как вы думаете, в чём же здесь
секрет? (может быть, какая то вещь лишняя?)
– находят на майке записку: «Игра «поймай
мой любимый звук»
Знакомство со звуком.
В.
Я знаю эту игру.
Только нужно понять, какой же любимый звук у
Шапокляк, как вы думаете? А почему? Хорошо.
Но в этой игре нельзя ошибаться, поэтому
давайте сначала потренируемся хорошо
отличать этот звук от других. Давайте
произнесём его и послушаем друг друга. На
что похож этот звук?
А какой он – гласный или
согласный. А можно его произнести мягко?
Нет! Этот звук всегда твёрдый! А теперь
приготовим ладошки, и если слышим звук Ш –
хлопаем. Б, С, Р,А, Ш, З и пр.
Думаю, вы готовы выполнить
первое задание шапокляк. Давайте сядем на
ковёр как кому удобно. Будьте внимательны. Я
буду читать вам стихотворение, а вы ловить
ладошками звук Ш., важно не пропустить ни
одного и не ошибиться, иначе мы не сможем
двигаться дальше.
«Игра «поймай мой любимый
звук»
Кошка – ушки на макушке
Чутко дремлет на подушке
А вокруг не шум, а тишь –
Не шуршит под полом мышь
|
5 слайд |
Ш: (на слайде появляется
буква Ф, а Шапокляк за кадром
говорит) «Ой, хорошенькие мои, ну ловите
свою первую букву»
В: Хорошо, ребята, одну букву
мы нашли. А теперь надо подумать, как мы
найдем все остальные.
Стук в дверь.
В.
Кто – то стучит. Посмотрим, что там такое?
(Приносят
конверт в нём загадка про мышь.)
Воробей зерно клюёт, только
песен не поёт,
В доме пусто, в доме тишь, а
из норки вышла …
В.
Нам нужна мышь… А где
же её взять? (дети говорят)
Правильно Может быть,
Шапокляк имела в виду компьютерную мышь.
|
6-7 слайд |
III.
Знакомство с буквой.
Интерактивная игра:
«Разложите картинки правильно»
На слайде кроссворд, в первый
столбец которого дети помещают картинки , в
которых звук «ш» в начале слова, во второй-
в середине слова, в третий- в конце слова, а
в нижний ряд - картинки без «ш».
Скажите, а что это за фигура у нас
получилась? Буква Ш. А какой звук она
обозначает на письме? (звук ш)
|
8 слайд |
На слайде появляется еще
буква «А»
Ш: «Ой, снова догадались.
Какие умненькие детки!! |
9 слайд |
На экране появляется
картинка-грамота:
Самым шустрым ребятишкам дан
мешок, в нём шерсть да шишки.
Дети, где в группе находят
заранее спрятанный мешок, высыпают в тазик
материалы, садятся за столы. Получают картон
с 2 сторонним скотчем, выкладывают букву из
материалов, которые они выберут из того, что
нашли в мешке.
В. (подходит к каждому
ребенку по очереди): Давайте расскажем.
Какие же у нас получились буквы. Вот моя
буква «ша» - шершавая, а твоя? (идет по
кругу) |
10 слайд |
(Буква «К» появляется без
слов Ш.)
В.обращает внимание детей на появление буквы
на слайде: «Смотрите, дети, еще одна буква
наша » |
11 слайд |
Ш.: Умные, да? До буквы моей
любимой, ненаглядной добрались? Ну тогда
попробуйте выполнить заключительное задание:
Ключ к вашим подаркам – в
одном из домов
дома открываются с помощью
слов
В словах есть моя ненаглядная
Ша
Решайте друзья хорошо, не
спеша!
|
12-17 слайд |
В.: Вот так задание! Целый
город волшебных домов! А давайте разделимся
на пары, каждая пара выберет себе цвет и
откроет дом соответствующего цвета!
(В помощь детям
дается набор картонных домов и вырезанных
букв. Дети
выкладывают из картонных букв на полу слова
из своего дома: шуба, шар, шина, душ, шнур.
По мере выполнения задания дети говорят свои
слова, и если ответ правильный, то домик на
слайде открывает свою дверь и появляется
нужная картинка)
|
18 слайд |
Рефлексия:
Прекрасно! Дома открыты, и в одном из них –
ключ к нашим подаркам, но прежде, чем решить
финальную задачу, скажите мне, было
интересно со мной играть? А что нового вы
узнали в этой игре? (Познакомились со звуком
Ш и буквой Ша.) Вспомните, в каких словах
есть этот звук? Молодцы. А теперь давайте
откроем наш последний домик и посмотрим, что
же это за последняя буква?(открываем дом на
слайде там буква Ш, появляются все
заработанные ранее буквы, дети складывают
слово ШКАФ) В: Так где же наши подарки,
дети? Нужно искать в шкафу? Угощайтесь на
здоровье, но не забывайте, что сладкое нужно
есть после обеда. |
|